«А судьи кто?»

Российский ученый раскрыл одну из самых загадочных тайн Вселенной

Сотрудник Института космических исследований РАН и Гарвард-Смитсонианского астрофизического центра США, доктор физико-математических наук Алексей Вихлинин получил премию Бруно Росси за исследования свойств "темной энергии". Ранее этой престижной награды Американского астрофизического общества из российских ученых удостаивался лишь академик Рашид Сюняев.

Работа Алексея Вихлинина напрямую связана со знаменитой ошибкой Эйнштейна. Великий ученый попытался применить созданную им общую теорию относительности для описания Вселенной. И столкнулся с неразрешимой проблемой. Ведь согласно многовековым представлениям Вселенная считалась вечной и неизменной, словом, статичной. Но в формулах Эйнштейна она вдруг ожила, задвигалась.

Как вернуть ей покой? Ученый ввел в свои уравнения новый элемент, так называемую космологическую константу. И все встало на свои места. Покой воцарился. Однако ненадолго. В 1929 году американский астроном Хаббл открыл, что Вселенная расширяется и в ней константа Эйнштейна просто лишняя. Она сошла со сцены. Казалось, навсегда. Прошли многие годы, и вот в конце XX века она вернулась почти из небытия. читать дальше

@темы: Физики в звездной вселенной

Комментарии
16.01.2009 в 00:59

три модели фридмана были известны ещё в тридцатых двадцатого. подогнать свойства тёмной материи под одну из моделей не велика заслуга. а в случае возникновения вопросов сослаться на принцип неопределённости гейзенберга. угу. физики-романтики тоже кушать хотят. вот и подкармливают друг дружку премиями всякими.
Куда более тяжелое будущее ждет Вселенную, если "жесткость" окажется намного меньше минус единицы. ага. если. так за что же премия? слегка подразвернул фридмановскую теорию, если ваще просто не переформулировал другими словами?? это всё и так давно теоритезировалося.
16.01.2009 в 07:21

Улыбайся чаще...
Меня всегда удивляло, как можно с такой уверенностью утверждать, что было пять миллиардов лет назад на основе экспериментов и наблюдений, которым около сотни лет.
Онегдот на тему вспомнился:

"Профессор в институте читает лекцию: "Через 3 миллиарда лет солнце погаснет".
В ужасе просыпается студент: "Через сколько?!"
Профессор, ошарашено: "Через 3 миллиарда ".
Студент, успокаиваясь " Послышалось , что через 3 миллиона..."
16.01.2009 в 07:44

Well, that’s that! I can’t possibly be expected to resist you with your pouty lips and mighty gun!
Belasku, а за сто лет знаете сколько данных можно набрать!
Не забывайте, ведь телескопы - машины времени...
16.01.2009 в 08:49

Улыбайся чаще...
iatheia
Я даже не о данных. Я о закономерности. Новые гипотезы строятся на основе старых гипотез, но и то и другое, в принципе, недоказуемо. Постоянно опровергаются какие-то старые теории, взамен них создаются новые (которые тоже рано или поздно опровергнутся)
Изначально постулируется, что пять миллиардов лет назад вселенная жила по тем же законам, что и сейчас, вернее, что есть некий обобщающий закон. Я вот с этим не совсем согласна.

Сам поиск, конечно, увлекателен, но это, ИМХО, поиск ради поиска.
16.01.2009 в 09:32

Well, that’s that! I can’t possibly be expected to resist you with your pouty lips and mighty gun!
Ну почему же. Некоторые вещи можно доказать с уверенностью 99.9%. Некоторые вещи, более абстрактные... По крайней мере, можно доказать что с математической точки зрения теория имеет все основания существовать =)

Вопросы учёного и вопросы ребёнка, в сущности, идентичны. "Почему." Да, разумеется, остальным не важно какой была Вселенная пять миллиардов лет назад, но всё таки, хочется знать. И да, я лично тоже считаю что есть какая-то простая формула которая управляет всем что было, всем что есть, и всем что будет в этой Вселенной. Потому что всё гениальное - просто. Потому что иначе не может быть, или можно с таким же успехом вернуться к "и бог создал небо и землю в первый день и это было хорошо" Потому что... иначе не было бы никакого смысла...

И пусть в итоге все наши теории будут не верны. Скорее всего многие из них будут не верны. Но может быть, даже если они не верны, они смогут помочь раскрыть истину... Но когда-нибудь, когда-нибудь... кто-то будет прав.

Я учусь на астрофизика, если что =)
16.01.2009 в 09:51

Улыбайся чаще...
iatheia
Каждый имеет право верить в то, что ему хочется и самостоятельно создавать себе смысл к существованию.
16.01.2009 в 10:18

Студент 8-го курса Института Лёгкого Пищевого Отравления (c) ФД
Belasku
интересно, но говорите Вы о науке как о религии
16.01.2009 в 10:37

Улыбайся чаще...
ДевочкаСтудентка
Почему? Я - агностик, считаю мир непознаваемым и бесконечным. К религии это не имеет никакого отношения.
Сходство, пожалуй лишь в том, что как в науке, так и в религии существует множество заблуждений, которые тем не менее находят себе множество сторонников (я не имею в виду эту статью, это просто абстрактное замечание). В религии человек говорит: "х=у (к примеру), потому что так сказал мне бог", в науке "х=у, потому что х=z и у=z". Ни то, ни другое утверждение по большому счету смысла не имеют, в частности потому, что мы не можем учесть все факторы, учитываем только их часть.
16.01.2009 в 10:59

Belasku, солидарен. принцип неопределённости гейзенберга, опять же. если не путаю, смысл таков: природа ограничивает возможность предсказывать будущее на основе физических законов. чтобы чего-либо предсказывать, надобно знать и учитывать состояния всех составляющих системы, но даже узнать состояние отдельно взятой частицы сколь-либо точно невозможно.
16.01.2009 в 11:04

Улыбайся чаще...
Винни
Ага.
16.01.2009 в 14:04

Вселенная похожа на спираль. причем спираль, закрученную в синусоиду - такую спиральную пружину.
имхо.


Belasku
Я даже не о данных. Я о закономерности. Новые гипотезы строятся на основе старых гипотез, но и то и другое, в принципе, недоказуемо. Постоянно опровергаются какие-то старые теории, взамен них создаются новые (которые тоже рано или поздно опровергнутся)
Изначально постулируется, что пять миллиардов лет назад вселенная жила по тем же законам, что и сейчас, вернее, что есть некий обобщающий закон. Я вот с этим не совсем согласна.

я тоже не согласен. считаю, что иногда можно допустить неправильность всех уже открытых законов, - и открыть, например, что Земля не стоит на трех китах, а имеет форму сферы; или что фотон одновременно волна и частица, хотя оно по всем законам невозможно. иногда чтобы сделать открытие, нужно сделать не шаг вперед, а прыжок.

Сходство, пожалуй лишь в том, что как в науке, так и в религии существует множество заблуждений, которые тем не менее находят себе множество сторонников (я не имею в виду эту статью, это просто абстрактное замечание). В религии человек говорит: "х=у (к примеру), потому что так сказал мне бог", в науке "х=у, потому что х=z и у=z".
Религия хороша (или плоха) тем, что можно абсолютно все понять, абсолютно ничего не объясняя. ))
16.01.2009 в 16:27

Well, that’s that! I can’t possibly be expected to resist you with your pouty lips and mighty gun!
Belasku, мне любопытно, математику вы тоже отрицаете? Ведь наука же.
16.01.2009 в 16:30

Улыбайся чаще...
iatheia
А что я еще, по вашему отрицаю?
16.01.2009 в 16:47

Well, that’s that! I can’t possibly be expected to resist you with your pouty lips and mighty gun!
Нет, ну вы сказали что в науке "х=у, потому что х=z и у=z" Математический закон. Вас он, судя по всему, почему-то он не устраивает.
16.01.2009 в 16:51

В религии человек говорит: "х=у (к примеру), потому что так сказал мне бог", в науке "х=у, потому что х=z и у=z". Ни то, ни другое утверждение по большому счету смысла не имеют, в частности потому, что мы не можем учесть все факторы, учитываем только их часть.
iatheia имелось ввиду а) пример :), б) невозможность просчитать математически все действующие на объект в конкретном случае факторы.
сама же математика не отрицалась, как видно)
16.01.2009 в 16:59

пока макрофизику с квантовой не объединят, рассуждать о чём-либо бессмысленно. ставлю на суперструны.
16.01.2009 в 17:03

Винни поддерживаю, и повышаю ставку :)
кто еще в игре?
16.01.2009 в 17:07

Улыбайся чаще...
iatheia
Вы меня не поняли. Математический закон безупречен, но он же не дает гарантий что х=z и у=z, правда?
Причем, это с позиции математики, голых цифр. С прикладной позиции все немного усложняется.
Ну вот, например.
читать дальше

Серебряный
Ага. Я так долго писала свой пост, что все пропустила.
16.01.2009 в 17:12

Belasku хех, бывает))
мне еще старая загадка вспомнилась:
- В комнате было семь кошек. Шесть вышли, сколько осталось?
- Одна.
- Неправильно! Две.
- Почему?
- Одна вернулась.
16.01.2009 в 17:19

вы всё прикалываетесь, а ведь сам прикол в том, что прикалываться не над чем. пока физики-романтики и физики-физики не найдут общей теории всего — открытия типа пружинящего вакуума лишь бестолковая игра разума.
16.01.2009 в 17:23

Винни хм. 1) физики есть физики, кем бы они не были ))
*шо-то клонит меня сегодня в пункты*)
2) что предполаает общая теория всего? что жизнь есть. что вселенная - есть. что есть силы взаимодействия между объктами, и они разные. Эйнштейн написал уже свою теорию относительности, говорят, что написать Общую теорию Всего ему не хватило лишь отпущенного времени. да и постулаты зарождавшейся квантовой физики принимать он не хотел.
на самом деле, квантовая физика - это начало объединения физики и психологии, а может быть и биологии, и философии; двоичная система кода, двоичная картина мира, двумерность и трехмерность объектов, две стороны жизни и смерти - все одно лишь 1 и 0 на чистом листе.
впрочем, оно лирика, конечно)
16.01.2009 в 17:44

эйнштейн (опять же, если не путаю), был сторонником научного детерминизма. Бог, типа, не играет в кости. эйнштейну оччень хотелось верить, что всё предсказуемо. не написал бы он теорию всего.
16.01.2009 в 20:32

он пытался ее написать, мечтал о ней в течение всей жизни. его теория Всего как раз была бы предсказуема. но не успел.
16.01.2009 в 22:25

nerdfighter
Чето мне кажется этот ученый назвал космологическую постоянную Эйнштейна "жесткостью" - вот и все.

Вот доказал бы причину существования этой темной материи, описал бы ее уравнениями. Вот это было бы дело.